10 февраля свой профессиональный праздник отмечают российские дипломаты. Дата праздника связана с наиболее ранним документальным упоминанием (10 февраля 1549 года) Посольского приказа, который возглавил думный дьяк Висковатый. Структура и функции этого учреждения приобрели законченные формы к 50-70 гг. XVII в. Тогда же были созданы первые постоянные диппредставительства за рубежом.
Профессия дипломата требует определенного склада ума и такта, умения мыслить неординарно, хитро, но по-джентельменски. Современный посол – это своего рода Джеймс Бонд, только не киношный, а реальный. По тем же причинам нам редко становятся известны подробности их работы – они попросту секретны. Однако отдельные любопытные истории периодически прорываются на поверхность.
Один из самых трагичных примеров – судьба известного писателя Александра Грибоедова, автора хрестоматийной пьесы «Горе от ума». Он был ещё и послом России в Персии (современный Иран), где отвечал, в том числе, за исполнение Туркманчайского мирного договора, по которому Тегеран должен был выплачивать Российской империи контрибуцию.
Персидский правитель шах Аббас-Мирза не хотел исполнять обязательства и всячески пытался продемонстрировать российскому правительству под каким гнетом находится его народ, собирая с миру по нитке на выплаты. Ради этого он же инспирировал нападение разгневанной толпы на посольство России в Тегеране. Но ситуация вышла из-под контроля. Грибоедов и 35 казаков охраны долгое время удерживали штурм многотысячной толпы, и, по свидетельствам очевидцев, глава дипмиссии лично уложил из пистолета 18 нападавших! Но силы оказались неравны, всех защитников дипмиссии перебили. Но план шаха в итоге провалился. Чтобы замолить гнев русского императора, персидскому правителю пришлось выплачивать не только назначенную контрибуцию, но и передать в Россию ряд уникальных драгоценностей, включая огромный алмаз «Шах». А памятник Александру Грибоедову и по сей день украшает площадь перед посольством России в Тегеране.
Храбрость всегда была неотъемлемой чертой для русских посланников. Так, в разгар Великой Отечественной войны, 19 мая 1942 года нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов по приказу Иосифа Сталина отправился на стратегические переговоры в Великобританию. Чтобы пересечь весь континент, охваченный боевыми действиями, пришлось лететь глубокой ночью, на одиночном грузовом самолёте и на предельной высоте. Чтобы пассажиры и экипаж смогли дышать – всё время им пришлось сидеть в кислородных масках, а в полёте поочередно выключать двигатели, чтобы избежать их перегрева. В любой момент самолёт могли засечь с земли, риск был колоссальный, но экипаж и дипломаты пошли на него без раздумий – в их руках была судьба антигитлеровской коалиции.
Чётко виден след русской дипломатии и в разрешении драматичного карибского кризиса в 1962 году. Он начался после того, как США разместили свои ядерные ракеты в Турции, а СССР в имя сохранения военного паритета планировал установиться свои на Кубе. Это практически привело к военному столкновению в Карибском бассейне.
В итоге пока политические лидеры в Москве и Вашингтоне держали пальцы на красных кнопках, русский дипломат Анатолий Добрынин смог договориться о неформальной встрече с Робертом Кеннеди, генеральным прокурором США и братом президента Джона Кеннеди. Взвесив всех риски, они смогли найти взаимоприемлемый вариант: вывод ракет из-под бока друг друга. Никто не потерял лицо, мировой баланс был восстановлен, а часы апокалипсиса пошли вспять.
Сегодня любого, кто читает новости, не удивишь тем фактом, что Россия и США глобальные оппоненты, два центра силы. Между тем, в 1990-е г. Россия только нарабатывала новую внешнюю политику. Со стороны это выглядело как односторонние уступки. Казалось бы, в какой-то момент от былой мощи и влияния почти ничего не осталось. Однако уже в 1999 году бывший глава МИД РФ, профессиональный дипломат, а в тот момент руководитель российского правительства Евгений Примаков продемонстрировал, что у России вновь есть силы и воля заявить о своих национальных приоритетах на международной арене.
24 марта он летел в США на официальные переговоры, но прямо в воздухе, получив новость о том, что страны НАТО начали бомбардировку Югославии, поручил развернуть борт и летать обратно. Это был четкий сигнал: нам нечего обсуждать, пока говорят пушки.
«Если бы я в этих условиях сел и начал свой официальный визит – я был бы настоящим предателем… Так должен был поступить не только я, но и любой нормальный человек», – рассказал он о своём поступке 15 лет спустя.
Считается, что именно с той «петли Примакова» начался нынешний стиль России, означающий восстановление нашего глобального влияния.
Сегодня один из лидеров русской дипломатии – председатель комитета Госдумы по международным делам и председатель ЛДПР Леонид Слуцкий. Он немногословен и строг, но именно на его счету важная публичная победа русской «мягкой силы».
17 марта 2014 года, на следующий день после Крымского референдума, Слуцкий стал одним из первых, попавших в санкционный список США, а также Евросоюза и Канады.
Референдум в Крыму и возвращение полуострова в Россию в марте 2014 года стали важнейшими историческими событиями. Москва отказалась терпеть унижение русских на постсоветском пространстве и дала первую оплеуху охамевшему прозапдному истеблишменту.
Однако пропагандистские западные СМИ попытались перевернуть всё с ног на голову. Мол никакого нормального референдума в Крыму не было, а люди голосовали чуть ли не под прицелом русских солдат.
Бесконечно отрицать глупость и доказывать, что Россия не верблюд, всем надоело. Ведь именно Леонид Слуцкий в 2015 году организовал беспрецедентную акцию. Лично собрал и привёз в Севастополь международную делегацию депутатов из Франции, Италии и Испании. Они могли абсолютно свободно убедиться, как настроены крымчане, как голосовали и чего они хотят.
Впервые многие зрители на Западе смогли услышать альтернативную точку зрения о событиях марта 2014 года, впервые они увидели без предварительной цензуры местных жителей, которые ликовали и махали флагами России.
Именно после этого основатель ЛДПР Владимир Жириновский назвал Леонида Слуцкого «русским Киссинджером».
Ещё бОльшая работа русским дипломатам предстоит в ближайшие годы, потому что мутный украинский кризис рано или поздно перейдёт в содержательные решения за столом переговоров, а новая Ялтинская конференция должна будет расчертить ясные линии, понятные всему мировому сообществу. Уже к следующему профессиональному празднику дипломатии этот текст можно будет дополнить ещё одной историей о судьбоносном прорыве.