За несколько дней произошло уже два ЧП, и не факт, что вчерашний инцидент с Boeing737-500 с 97 пассажирами, принадлежащий компании Utair, станет последним.
- Это произошло в 22.30 в нескольких километрах от Ростова, - сообщили «КП» в транспортной прокуратуре.
- Когда «Боинг», летевший из Внуково, делал разворот на приземление над
Аксаем, по кабине пилотов неожиданно ударил резкий луч лазера, и экипаж
оказался буквально ослеплен мощной вспышкой. Но сумел, несмотря на это,
уведомив диспетчерскую службу ростовского аэропорта, посадить самолет.
Фактически вслепую: процесс посадки контролировали с земли, делали
подсказки. Нервов, конечно, ребятам пришлось попортить немало, но, сдава
Богу, все обошлось. На борту лайнера находились 97 пассажиров, и они
даже не почувствовали, что приземление идет как-то «не так».
|
"Боинг-737" стал второй жертвой ростовских "шутников". |
|
Правоохранительные органы, по информации «КП», подняли на ноги - им
поставили задачу как можно скорее разыскать отморозков, которые избрали
себе такое развлечение. Потому что это - уже второй случай за последние
несколько дней, когда пилотов пассажирских самолетов слепят лучом из
некой мощной лазерной установки. Первое ЧП, чудом не повлекшее за собой
трагических последствий, произошло ночью 3 июня с аэробусом А-320, выполнявшим также из Москвы. На борту лайнера находились 160 человек.
- В 2 часа 6 минут командир А-320, принадлежащего компании «Авианова»,
передал экстренное сообщение диспетчеру посадки: пилота, выполнявшего
маневр на посадку со стороны Ворошиловского моста за основным штурвалом
лайнера, ослепили с земли лазерным лучом зеленого цвета, - рассказали в прокуратуре.
- В этот момент самолет находился примерно в 3-5 км от
взлетно-посадочной полосы ростовского аэропорта на высоте 300-400
метров, где-то в районе Нахичеванского рынка.
Управление успел взять на себя капитан А-320, и самолет благополучно приземлился.
- Это очень опасное происшествие, - прокомментировал инциденты для «Комсомолки» авиаэксперт, летчик с 20-летним стажем Александр Севостьянов.
- Чтобы оценить риск, достаточно просто представить ситуацию, когда
водителя машины на трассе ослепили фары встречного авто. Он должен тут
же, по правилам, снизить скорость, включить аварийную сигнализацию,
остановиться. А как быть пилоту? Он-то за штурвалом многотонной махины с
полутора сотнями пассажиров и «притормозить» не может! На принятие
решения — доли секунды, а на высоте 300 метров, когда любой крен может
бросить неуправляемый самолет на землю, на жилые дома, это еще опаснее.
Особенно плохо, судя по всему, пришлось экипажу «Боинга»: все фактически
потеряли зрение в один миг! Но молодцы — и первый экипаж, и второй:
сработали слаженно.
Изначально, после первого происшествия, возникло предположение, что это
— часть иллюминации одного из увесилительных заведений Ростова. Но
потом от этой мысли практически полностью отказались: нет в том районе
таких клубов, которые именно в это время устраивали лазерное шоу. Как и во втором случае, в Аксайском районе.
- Практически наверняка это — хулиганская проделка, - добавили в правоохранительных органах.
Такое развлечение, кстати, стало довольно распространенным явлением в
последние годы за рубежом. К примеру, по подсчетам федеральной
авиационной ассоциации США количество случаев намеренных попыток
ослепления пилотов бытовыми и промышленными лазерами (продаются в
магазинах сувениров) за прошлый год возросло вдвое — от полтутора тысяч в 2009 году до почти трех тысяч в 2010-м! Этот «спорт» становится все более популярным во многих странах мира — случаи зафиксированы во Франции, Канаде, на Кипре и т.д. Случаются даже координированные атаки – по несколько лазерных пучков в кабину пилота одновременно и из разных мест. В Калифорнии недавно один такой «шутник» (не мальчик уже, 52-летний!) был осужден на 2,5 года лишения свободы.
- Похоже, развлечение добралось и до Ростова, - констатируют наши собеседники в силовых структурах.
- И это настораживает. Не исключено, что «баловством» занимается один и
тот же человек, знакомый с расписанием авиарейсов и перемещающийся на
автомобиле с лазерной установкой по определенным точкам, где лайнеры
совершают маневры на посадку. Мы работаем, ищем его.
Александр СТЕПАНОВ — 08.06.2011
http://kp.ru/daily/25699/901498/